История

  • Историческая преемственность, объединяющая Министерство императорского двора и Управление делами Президента Российской Федерации, основывается на единстве их функций (хозяйственное обеспечение императорской фамилии, управление удельными владениями и резиденциями, организация представительских мероприятий), особом положении, занимаемом данными учреждениями в системе органов государственной власти, и сохранившихся по сию пору традициях. Важное место среди последних занимает исторически сложившаяся форма поощрения добросовестных контрагентов – дарование права размещать на своей продукции изображение государственного герба.
  • До 1917 года выбор достойных поощрения предпринимателей осуществлялся лично министром Двора. Сегодня эта функция возложена на отдельное подведомственное предприятие – Федеральное государственное унитарное предприятие «Торговый дом «Кремлевский», являющееся правообладателем 80 товарных знаков, включающих словесные элементы «Кремль», «Кремлевский» и производные от них словосочетания. Предприятие также осуществляет закупку продуктов питания для нужд подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации предприятий и учреждений, в том числе для комбинатов питания в целях организации питания сотрудников органов государственной власти, протокольных мероприятий и официальных приемов.
  • Отбор производителей, имеющих право поставлять продукцию ко Двору, венчал собой сложную систему оценки качества потребительских товаров, сложившуюся в дореволюционной России. Звание Поставщика Двора Его Императорского Величества ценилось выше сословной принадлежности и автоматически причисляло своего обладателя к экономической элите.
    История становления этого института насчитывает более ста лет. Первый император всероссийский – Петр Великий, поощряя стремительное развитие отечественной промышленности, щедро жаловал предпринимателям дворянские титулы. На рубеже XVIII-XIX веков среди преуспевающих коммерсантов возникла собственная иерархия званий: отличившиеся купцы могли стать коммерции-советниками, а фабриканты – мануфактур-советниками. В 1807 году Манифест о купеческих товариществах и компаниях утвердил учет «первостатейного купечества», который был возложен на Министерство коммерции.
  • Десять лет спустя в официальных документах появились первые упоминания о звании Поставщика Двора, присвоение которого на тот момент всецело зависело от «высочайшей воли». Общеобязательные правила, регламентирующие присуждение этого почетного статуса, были утверждены императором значительно позднее – лишь в 1856 году.
    В те времена Поставщиками признавались исключительно физические лица, чьи товары или услуги были востребованы Министерством императорского двора на протяжении 8 и более лет. Среди требований, предъявляемых к контрагенту, значились отсутствие нареканий со стороны потребителей, успешное участие в промышленных выставках и реализация продукции «добросовестно, исправно и по умеренным ценам». Звание присваивалось лишь на период сотрудничества с Императорским Двором и не могло передаваться по наследству. Торжественная церемония награждения лучших из лучших проходила дважды в год – на Рождество и на Пасху.
  • Архивные документы свидетельствуют, что получить звание поставщика было действительно сложно. Большую часть соискателей по тем или иным причинам ожидал отказ. Из Канцелярии Министерства императорского двора рассылались запросы в различные инстанции, вплоть до Департамента полиции, где справлялись о «хозяйственном и моральном облике» потенциального Поставщика. Решающее значение при принятии решения играло мнение профильного хозяйственного подразделения, с которым на протяжении положенного срока взаимодействовал предприниматель.
    В 1884 году император повелел распространить эти жесткие правила и на контрагентов Великокняжеских Дворов, что окончательно стандартизировало процедуру получения звания Поставщика.
  • Конкурентные преимущества, приобретаемые предпринимателем вместе со званием Поставщика Двора Его Императорского Величества, дополнялись правом размещать на своей продукции изображение государственного герба.
    В 1848 году император Николай I утвердил Положение о выставках изделий мануфактур, фабрик и заводов в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве, согласно которому победители всероссийских промышленных конкурсов, помимо медалей и дипломов, награждались правом размещения государственного герба на своих вывесках и продукции. Ответственность за процедуру награждения возлагалась на Министерство финансов, поэтому руководители этого ведомства еще долгое время боролись за монопольное право премировать «государственными» товарными знаками.
  • Впрочем, на практике с середины 1860-х годов закрепилось разделение сфер влияния: Министерство финансов награждало правом использования государственного герба победителей промышленных выставок, а Министерство Императорского Двора – придворных поставщиков.
    Часто случалось, что звание Поставщика Двора автоматически даровалось победителю промышленной выставки присутствующим на церемонии награждения монархом, поэтому Императорский Двор являлся первостепенным источником легитимности при даровании права использования государственной символики в коммерческих целях.
  • О качестве продукции Поставщиков Двора ходят легенды. Известны случаи, когда участвовавшие в престижных международных выставках Поставщики премировались организаторами вне конкурса, поскольку их продукция попросту не имела аналогов в мире.
    Среди знаменитых поставщиков продукции к императорскому столу – Николай Шустов – единственный нефранцузский производитель, добившийся права писать на этикетках своего бренди слово «congac», поставщик четырех монарших дворов, «водочный король России» Петр Смирнов, прославленный шоколатье Теодор Эйнем, создатель популярного печенья «Юбилейное» Адольф Сиу, лидер кондитерского рынка Георг Ландрин и многие-многие другие.
  • На сегодняшний день ФГУП «Торговый дом «Кремлевский» внедряет новые стандарты по отбору своих партнеров, ориентируясь, прежде всего, на высокий уровень качества выпускаемой продукции по приемлемым ценам, и проводит необходимые контрольные мероприятия, оценивая соответствие продукции российским и международным стандартам.
Закрыть
2000 г.
Основание ФГУП «Торговый дом «Кремлевский».
2001 г.
Открытие филиала по организации таможенного оформления и ВЭД «Санкт-Петербургский торговый центр» в г. Санкт-Петербург.
2004 г.
ФГУП «Торговый дом «Кремлевский» получает преимущественное право на товарный знак «Кремлевское качество».
Открытие филиала по организации таможенного оформления и ВЭД Торговый центр «Подмосковье» в Домодедовском районе Московской области.
2005 г.
По состоянию на 2005 г. зарегистрировано 19 товарных знаков, включая «Кремлевский», «Стандарт Кремля», «Официальный поставщик Управления делами Президента Российской Федерации» и «Поставщик Кремля».
2006 г.
Осуществление первых поставок молочной продукции из подведомственных Управлению дел Президента Российской Федерации ФГУП «АПК «Непецино» и ФГУП «АПК «Воскресенский».
Заключение лицензионного соглашения с ОАО «Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат «Арарат».
2007 г.
Заключение лицензионного соглашения с ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод.
2008 г.
Заключение лицензионного соглашения с ЗАО «Микояновский Мясокомбинат».
Создание отдела эксплуатации объектов недвижимости.
2009 г.
Заключение лицензионного соглашения с ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат».
Регистрация торгового знака Kremlin Award.
2010 г.
Проведение презентации в государственном Кремлевском Дворце в честь подписания соглашения c ОАО «Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат «Арарат» и Группой компаний «Лудинг» о начале продаж на территории РФ коньяка Kremlin Award.
Заключение лицензионного соглашения с ООО Концерн «Мульти Груп».
2012 г.
Презентация премиальной водки Kremlin Award совместно с ООО Концерн «Мульти Груп» в рамках выставки «ПродЭкспо 2012».
Начало реализации проекта по формированию подарков для детей на Кремлевскую елку.
2013 г.
Заключение лицензионных соглашений с ООО «МПЗ «Сетунь», ООО «Павловская Слобода», ООО «Классика Интернешнл».
2014 г.
Участие в проекте Управления делами Президента РФ и Ассоциации «Народные художественные промыслы России» в рамках организации выставки на Зимних Олимпийских играх - 2014 в г. Сочи.
Начало сотрудничества с ОАО "Ямал СПГ"  в качестве таможенного представителя.
2015 г.
Участие  в качестве таможенного представителя в проекте «Арктический терминал» по круглогодичной отгрузке нефти с Новопортовского месторождения.
2016 г.
По состоянию на 2016 год зарегистрировано 80 товарных знаков.
Открытие группы декларирования «Московская» в агрокластере «Фуд Сити».
Открытие Отдела Таможенного оформления в г. Краснодар.
Открытие обособленного подразделения по региональному развитию собственных торговых марок в г. Уфа.  
2017 г.
Начало реализации продукции под СТМ «Кремлевское качество» и «Кремлевский Мишка» в розничном сегменте рынка г. Москва и Московской области.
История ФГУП «Торговый дом «Кремлевский» в датах