-
Историческая преемственность, объединяющая Министерство императорского двора и Управление делами Президента Российской Федерации, основывается на аналогии их функций, особом положении, занимаемом данными учреждениями в системе органов государственной власти и сохранившихся по сию пору традициях. В частности, в функции Министерства императорского двора входило хозяйственное обеспечение императорской фамилии, управление удельными владениями и резиденциями, организация представительских мероприятий. Важное место среди компетенций министерства занимала исторически сложившаяся форма поощрения добросовестных контрагентов – дарование права размещать на своей продукции изображение государственного герба.
-
До 1917 года выбор достойных поощрения предпринимателей осуществлялся лично министром Двора. Сегодня сходная функция возложена на отдельное подведомственное предприятие – Федеральное государственное унитарное предприятие «Торговый дом «Кремлевский», являющееся правообладателем 85 товарных знаков, включающих словесный элемент «Кремлевский» и производные от него словосочетания. Предприятие также осуществляет закупку продуктов питания для нужд подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации предприятий и учреждений, в том числе для комбинатов питания в целях организации питания сотрудников органов государственной власти, протокольных мероприятий и официальных приемов.
-
Отбор производителей, имеющих право поставлять продукцию ко Двору, венчал собой сложную систему оценки качества потребительских товаров, сложившуюся в дореволюционной России. Звание Поставщика Двора Его Императорского Величества ценилось выше сословной принадлежности и автоматически причисляло своего обладателя к экономической элите.
История становления этого института насчитывает более ста лет. Первый император всероссийский – Петр Великий, поощряя стремительное развитие отечественной промышленности, щедро жаловал предпринимателям дворянские титулы. На рубеже XVIII-XIX веков среди преуспевающих коммерсантов возникла собственная иерархия званий: отличившиеся купцы могли стать коммерции-советниками, а фабриканты – мануфактур-советниками. В 1807 году Манифест о купеческих товариществах и компаниях утвердил учет «первостатейного купечества», который был возложен на Министерство коммерции.
-
Десять лет спустя в официальных документах появились первые упоминания о звании Поставщика Двора, присвоение которого на тот момент всецело зависело от «высочайшей воли». Общеобязательные правила, регламентирующие присуждение этого почетного статуса, были утверждены императором значительно позднее – лишь в 1856 году.
В те времена Поставщиками признавались исключительно физические лица, чьи товары или услуги были востребованы Министерством императорского двора на протяжении 8 и более лет. Среди требований, предъявляемых к контрагенту, значились отсутствие нареканий со стороны потребителей, успешное участие в промышленных выставках и реализация продукции «добросовестно, исправно и по умеренным ценам». Звание присваивалось лишь на период сотрудничества с Императорским Двором и не могло передаваться по наследству. Торжественная церемония награждения лучших из лучших проходила дважды в год – на Рождество и на Пасху.
-
Архивные документы свидетельствуют, что получить звание поставщика было действительно сложно. Большую часть соискателей по тем или иным причинам ожидал отказ. Из Канцелярии Министерства императорского двора рассылались запросы в различные инстанции, вплоть до Департамента полиции, где справлялись о «хозяйственном и моральном облике» потенциального Поставщика. Решающее значение при принятии решения играло мнение профильного хозяйственного подразделения, с которым на протяжении положенного срока взаимодействовал предприниматель.
В 1884 году император повелел распространить эти жесткие правила и на контрагентов Великокняжеских Дворов, что окончательно стандартизировало процедуру получения звания Поставщика.
-
Конкурентные преимущества, приобретаемые предпринимателем вместе со званием Поставщика Двора Его Императорского Величества, дополнялись правом размещать на своей продукции изображение государственного герба.
В 1848 году император Николай I утвердил Положение о выставках изделий мануфактур, фабрик и заводов в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве, согласно которому победители всероссийских промышленных конкурсов, помимо медалей и дипломов, награждались правом размещения государственного герба на своих вывесках и продукции. Ответственность за процедуру награждения возлагалась на Министерство финансов, поэтому руководители этого ведомства еще долгое время боролись за монопольное право премировать «государственными» товарными знаками.
-
Впрочем, на практике с середины 1860-х годов закрепилось разделение сфер влияния: Министерство финансов награждало правом использования государственного герба победителей промышленных выставок, а Министерство Императорского Двора – придворных поставщиков.
Часто случалось, что звание Поставщика Двора автоматически даровалось победителю промышленной выставки присутствующим на церемонии награждения монархом, поэтому Императорский Двор являлся первостепенным источником легитимности при даровании права использования государственной символики в коммерческих целях.
-
О качестве продукции Поставщиков Двора ходят легенды. Известны случаи, когда участвовавшие в престижных международных выставках Поставщики премировались организаторами вне конкурса, поскольку их продукция попросту не имела аналогов в мире.
Среди знаменитых поставщиков продукции к императорскому столу – Николай Шустов – единственный нефранцузский производитель, добившийся права писать на этикетках своего бренди слово «congac», поставщик четырех монарших дворов, «водочный король России» Петр Смирнов, прославленный шоколатье Теодор Эйнем, создатель популярного печенья «Юбилейное» Адольф Сиу, лидер кондитерского рынка Георг Ландрин и многие-многие другие.
-
На сегодняшний день ФГУП «Торговый дом «Кремлевский» внедряет новые стандарты по отбору своих партнеров, ориентируясь, прежде всего, на высокий уровень качества выпускаемой продукции по приемлемым ценам, и проводит необходимые контрольные мероприятия, оценивая соответствие продукции российским и международным стандартам.
Данные требования распространяются:
-на продукцию, выпускаемую партнерами в соответствии с условиями лицензионных договоров;
-на продукцию, выпускаемую предприятиями - партнерами по заказу ФГУП «Торговый дом «Кремлевский» под торговыми марками «Кремлевское качество», «Выбор Кремля», «Кремлевский сувенир», «Кремлевский мишка» и др.